» » Решения по защите конфиденциальной информации и персональных данных в муниципальных, медицинских, лечебно-профилактических учреждениях. Обеспечение информационной безопасности Способы защиты конфиденциальной информации от сотрудников

Решения по защите конфиденциальной информации и персональных данных в муниципальных, медицинских, лечебно-профилактических учреждениях. Обеспечение информационной безопасности Способы защиты конфиденциальной информации от сотрудников

Защита информации АИС и самих систем различного уровня и назначения является неотъемлемой составной частью научной, производственной и управленческой деятельности организации - заказчика создания (эксплуатации) автоматизированной системы и осуществляется во взаимосвязи с другими мерами обеспечения зашиты информации.

Обеспечение защиты, соответствующей уровню информационной безопасности объекта защиты, содержащего конфиденциальную информацию, должно предусматривать комплекс организационных, программных, технических средств и мер по защите информации ограниченного доступа и распространения.

К основным мерам защиты информации с ограниченным доступом относятся:

  • · выделение конфиденциальной информации, средств и систем защиты информации или их компонентов, подлежащих защите на основе ограничительных перечней конфиденциальной документированной информации разрабатываемых в организации и в ее структурных подразделениях с учетом особенностей автоматизированной обработки информации, а также определение порядка отнесения информации к категории конфиденциальной;
  • · реализация разрешительной системы допуска исполнителей (пользователей, обслуживающего персонала, персонала других организаций) к работам, документам и информации с ограниченным доступом
  • · ограничение доступа персонала и посторонних лиц в помещения. где размещены средства информатизации и коммуникации, на которых обрабатывается (хранится, передается) конфиденциальная информация, непосредственно к самим средствам информатизации и коммуникациям;
  • · разграничение доступа пользователей и обслуживающего персонала к информации, программным средствам обработки (передачи) и защиты информации;
  • · учет документов, информационных массивов, регистрация действий пользователей АИС и обслуживающего персонала, контроль за санкционированным и несанкционированным доступом и действиями пользователей, обслуживающего персонала и посторонних лиц;
  • · надежное хранение традиционных и машинных носителей информации ключей (ключевой документации) и их обращение, исключающее их хищение, подмену, изменение (модификацию) и уничтожение;
  • · необходимое резервирование технических средств и дублирование массивов и носителей информации;
  • · использование сертифицированных средств защиты информации при обработке конфиденциальной информации ограниченного доступа;
  • · использование технических средств, удовлетворяющих требованиям стандартов по совместимости;
  • · проверка эффективности защиты технических средств и систем в реальных условиях их размещения и эксплуатации в целях определения достаточности мер защиты с учетом установленной категории;
  • · физическая защита помещений и собственно технических средств АИС с помощью сил охраны и технических средств, предотвращающих или существенно затрудняющих проникновение в здания, помещения посторонних лиц, хищение документов и информационных носителей;
  • · криптографическое преобразование информации, обрабатываемой и передаваемой средствами вычислительной техники и связи (при необходимости), определяемой особенностями функционирования конкретных автоматизированных систем:
  • · исключение возможности визуального (в том числе с использованием оптических средств наблюдения) несанкционированного просмотра обрабатываемой информации;
  • · предотвращение внедрения в автоматизированные системы программ-вирусов, программных закладок;
  • · использование волоконно-оптических линий связи для передачи конфиденциальной информации;
  • · использование защищенных каналов связи.

В целях дифференцированного подхода к защите информации, осуществляемого для разработки и применения необходимых и достаточных средств защиты информации, а также обоснованных мер по достижению требуемого уровня информационной безопасности, проводится классификация автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, либо разрабатываются профили защиты в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2002 . Профиль защиты - это не зависящая от реализации совокупность требований безопасности для некоторой категории объекта оценки, отвечающая специфическим запросам потребителя.

Классификации подлежат все действующие, но ранее не классифицированные, а также разрабатываемые АИС, предназначенные для обработки информации с ограниченным доступом. Если система, классифицированная ранее, включается в состав вычислительной сети или системы и соединяется с другими техническими средствами линиями связи различной физической природы, то образующаяся при этом АИС более высокого уровня классифицируется в целом, а в отношении системы нижнего уровня классификация не производится.

Если объединяются автоматизированные системы различных классов защищенности, то интегрированная АИС должна классифицироваться по высшему классу защищенности входящих в нее систем, за исключением случаев их объединения посредством межсетевого экрана, когда каждая из объединяющихся автоматизированных систем может сохранять свой класс защищенности. Межсетевой экран представляет собой локальное (однокомпонентное) или функционально-распределительное средство (комплекс), реализующее контроль за информацией, поступающей в АИС и (или) выходящей из системы, и обеспечивающее ее защиту посредством фильтрации информации, т.с. ее анализа по совокупности критериев и принятия решения о ее распространении в (из) системы .

В соответствии с требованиями руководящих документов ФСТЭК России, конфиденциальная информация автоматизированной системы является объектом защиты. Определение объектов защиты проводится на на этапах проектирования и приемо-сдаточных испытаний системы, а также в ходе инвентаризации и доработок, аттестационных испытаний и других контрольных мероприятий, проводимых в процессе эксплуатации АИС.

Категории конфиденциальной информации как объекта защиты устанавливаются до начала ее автоматизированной обработки, с использованием документально оформленного Перечня конфиденциальной документированной информации (КДИ) организации (см. разд. 2.3). за исключением государственной тайны, подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. Этот Перечень может носить обобщающий характер в области деятельности организации или иметь отношение к какому-либо отдельному направлению работ, связанному с созданием АИС. Все исполнители и, при необходимости, представители сторонних организаций, привлекаемых к проведению работ с использованием сведений конфиденциального характера, должны быть ознакомлены с этим Перечнем. При отсутствии в организации Перечня КДИ допускается разработка специализированного перечня для конкретной АИС организации или системы структурного подразделения.

Для идентификации и кодирования конфиденциальной информации при ее структурировании, автоматизированной обработке, в том числе в системах управления базами данных (СУБД), предусмотрен Классификатор конфиденциальной информации организации.

Каждый реквизит таблицы базы данных, предназначенной для хранения конфиденциальной информации, должен иметь уникальный идентификатор.

В процессе автоматизированной обработки по завершении очередного установленного календарного периода (не менее года) эксплуатации организация (заказчик) организует определение текущего уровня защиты в целях контроля его соответствия требуемому уровню.

В организации разрабатываются документы (трудовые договоры. контракты, соглашения), регулирующие отношения между организацией работодателем и се работниками, организацией со сторонними организациями но порядку обращения с конфиденциальной информацией и ее обмена (приема-передачи) (см. гл. 4). Должностным лицам и работникам организации, использующим сведения конфиденциального характера, в организации обеспечиваются необходимые условия для соблюдения установленного порядка обращения с такой информацией при ее автоматизированной обработке.

Организация эксплуатации АИС и системы защиты информации в ее составе осуществляется в соответствии с установленным в организации порядком, в том числе в соответствии с инструкциями по эксплуатации системы защиты информации для пользователя, оператора, администратора системы, администратора безопасности.

Порядок обеспечения защиты информации в процессе эксплуатации, учитывающий особенности реализации АИС, технологии обработки информации и доступа исполнителей к ее техническим средствам, накопителям и носителям информации, определяется Инструкцией по защите информации организации, составленной на основании действующих документов ФСТЭК России, других стандартов и нормативных документов.

Ответственность за обеспечение защиты информации в процессе эксплуатации АИС возлагается на руководство эксплуатирующей организации и Службу безопасности или информационной безопасности. Подразделение информационной безопасности также может входить, как уже говорилось, в состав подразделения по информационным технологиям организации. Ответственность за соблюдение установленных требований по защите информации при разработке АИС возлагается на непосредственных исполнителей.

  • - коммерческая;
  • - служебная;
  • - личная (персональная) за исключением государственных секретов (статьи 727, 771, 1032 Гражданского кодекса РФ, ст. 16 Таможенного кодекса РФ, Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера”).

Легальные признаки конфиденциальной информации - документированность, ограничение доступа к информации в соответствии с законодательством и отсутствие свободного доступа к ней на законном основании.

«Коммерческая тайна - вид тайны, включающий информацию, устанавливаемую и защищаемую ее обладателем в любой сфере его коммерческой деятельности, доступ у которой ограничивается в интересах обладателя информации». Коммерческая тайна - один из главных видов тайн, так как успешность функционирования предприятия по производству продукции или услуг определяется умением вести конкурентную борьбу, а значит, уметь увидеть, за счет чего можно добиться повышения прибыли по сравнению с конкурентами.

К сведениям, составляющим коммерческую тайну, можно отнести любую деловую информацию, кроме ограничений, накладываемых постановлением Правительства РФ “О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну” от 05.12.91 г. № 35.

В России законодательство в сфере охраны прав на конфиденциальную коммерческую информацию только начинает формироваться. Новым в регулировании отношений в данной сфере стало принятие Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Общее впечатление, которое остается после знакомства с текстом Закона, можно определить как противоречивое. С одной стороны, появился единый нормативный акт, детально определяющий режим и порядок защиты сведений, которые составляют коммерческую тайну. С другой стороны, Закон далеко не безупречен. При его создании законодателем были введены нормы, на взгляд исследователей, затрудняющие защиту коммерческой тайны и восстановление нарушенного права.

Закон не исключает применения общих норм о коммерческой тайне, предусмотренных ст. 139 ГК РФ, а в качестве источников называет ГК РФ и другие федеральные законы. Таким образом, Закон дополняет сложившуюся нормативную базу и лишь частично ее заменяет.

Однако уже при прочтении определения коммерческой тайны мы видим терминологические нестыковки Закона с ГК РФ. Закон определяет понятие коммерческой тайны через свойство информации: коммерческая тайна - это "конфиденциальность информации" (п. 1 ст. 3 Закона) (англ. confidence - секретность). ГК РФ рассматривает коммерческую тайну в первую очередь как разновидность информации, имеющей "коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам", в отношении которой применяются меры по охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК РФ). При всей незначительности на первый взгляд несовпадения понятий мы получили два разных, конкурирующих по своей юридической силе определения.

Закон различает форму, в которой существует ценная информация, и содержание самой информации. К ней относится "научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)" (п. 2 ст. 3 Закона.

Список видов информации, которая может иметь коммерческую ценность, открыт.

Закон по-прежнему наделяет собственника (владельца) информации правом самостоятельно определять ее ценность.

Определение коммерческой тайны, содержащееся в Законе, отражает характер самого Закона. Основной акцент в нем сделан на процедурах охраны коммерческой информации. Согласно Закону именно они позволяют обеспечить необходимый минимум условий для защиты нарушенного права в суде, а также проводят разграничение между законным и незаконным доступом как элементом состава правонарушения.

В связи с этим сложно понять определение обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, данное в Законе. В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона это лицо, которое владеет такой информацией "на законном основании". Таким образом, доказывая факт нарушения права, придется устанавливать законность владения им. Документально подтвердить права на коммерческую тайну можно, если они, например, подлежат государственной регистрации (патенты, свидетельства). В таком случае интересы собственника защищаются патентным, авторским правом. Если коммерческую тайну составляют договоренности, зафиксированные на аудио-носителе, или это незапатентованные идеи, доказать первичность и законность обладания такой информацией будет довольно сложно.

Очевидно, что нужно будет подтвердить объективную связь информации с ее владельцем. Например, информация об организации-владельце, ее сделках и т. п. должна содержать указание на организацию-владельца и быть защищена специальными ссылками на носителе о конфиденциальности, как это предусмотрено в п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона.

В Законе говорится о передаче информации только на материальном носителе (п. 6 ст. 3 Закона) и на условиях специального договора. В этой части Закон ограничивает объем охраняемых в режиме тайны сведений по сравнению с определением, данным в ГК РФ, в ст. 139 которого не упоминаются материальные носители, а речь идет об охране конфиденциальной информации.

Следовательно, руководствуясь Законом, из правовой охраны исключены случаи, например, разглашения информации, не зафиксированной на материальных носителях. В частности, это могут быть сведения о каких-либо решениях, принятых организацией по продвижению своего продукта, и подобная информация.

С одной стороны, такой подход упрощает процесс доказывания, с другой - ограничивает возможности защиты интересов собственника информации.

Закон впервые вводит определение понятия "режим коммерческой тайны". При рассмотрении правовых оснований для защиты коммерческой тайны режиму коммерческой тайны следует уделить особой внимание. Его несоблюдение влечет утрату возможности защитить нарушенное право на коммерческую тайну (ч. 1 ст. 7 и ч. 2 ст. 10 Закона).

Система условий, составляющих режим коммерческой тайны, весьма объемна и требует значительных затрат со стороны владельца или получателя коммерческой тайны.

В частности, ч. 1 ст. 10 Закона предусматривает:

  • - определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • - ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • - учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • - регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • - нанесение на материальные носители (документы), которые содержат информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и местонахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Владелец коммерческой тайны должен установить определенный порядок оборота конфиденциальной информации, а также предусмотреть дополнительные штатные единицы для контроля над таким оборотом. Кроме того, нужно привести в соответствие или разработать вновь большой пакет внутренней нормативной документации.

Как минимум организации - владельцу коммерческой тайны необходимо:

  • - разработать положения о коммерческой тайне и о документообороте всех носителей информации с грифом "Коммерческая тайна";
  • - выпустить приказ по организации о допуске к коммерческой тайне;
  • - предусмотреть в трудовом контракте дополнительные условия о добровольном обязательстве работника соблюдать режим коммерческой тайны.

Таким образом, с одной стороны, Закон расширил полномочия органов государства по контролю хозяйственной деятельности организаций. С другой стороны, процесс защиты прав владельцев информации существенно усложнился.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации.

Необходимость системного правового регулирования института служебной тайны вызвана рядом причин, в том числе: отсутствие в законодательстве единого подхода к соответствующей категории информации ограниченного доступа; многочисленными примерами незаконного распространения (продажи) информации, аккумулируемой в органах государственной власти и относящейся либо к личности, либо к деятельности хозяйствующих субъектов; ограничениями на распространение информации, накладываемыми по своему усмотрению руководителями органов государственной власти и государственными (муниципальными) служащими на представление информации гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации.

Уровень нормативного регулирования порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения, институт которой ныне можно воспринимать в качестве аналога служебной тайны социалистического периода, по целому ряду причин нельзя признать удовлетворительным. Единственный нормативный акт, регулирующий данную группу правоотношений - "Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. №1233 (ДСП). Данное Положение распространяется только на деятельность федеральных органов исполнительной власти, хотя аналогичные сведения образуются и поступают в любые органы государственной власти и органы местного самоуправления. Многие важные условия, определяющие порядок отнесения сведений к категории служебной информации, не установлены в Положении и даны на откуп руководителям федеральных органов исполнительной власти, что нельзя признать правильным, поскольку ведение ограничений на доступ к информации должно устанавливаться только федеральным законом. Таким образом, уровень правового регулирования явно недостаточный, к тому же на уровне постановления Правительства Российской Федерации выстроить долговременную и стабильную систему защиты сведений, имеющих продолжительный срок хранения, невозможно, тем более когда речь идет об установлении ряда норм гражданско-правового характера. Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения сведений к служебной тайне, их защиты и установления санкций за противоправное распространение такой информации, данная категория присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40), в том числе: ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", ФКЗ "О Правительстве РФ", ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", ФЗ "Об основах муниципальной службы Российской Федерации", ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций", ФЗ "О рынке ценных бумаг" и др. При этом отсутствие четко определенного правового института служебной тайны обусловило разнообразие правовых подходов, получивших закрепление в законодательстве. Так, в ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" упоминается служебная тайна кредитной организации (ст. 41), в ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" в органах исполнительной власти циркулирует "конфиденциальная информация" (ст. 18), в ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и ряде других законов используется термин "служебная информация", в ФЗ "О таможенном тарифе" в таможенном органе циркулирует информация, составляющая коммерческую тайну и конфиденциальная информация (ст. 14). Федеральный закон №119-ФЗ от 20.08.2004 "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" предусматривает в ряду мер безопасности в отношении защищаемого лица обеспечение конфиденциальности сведений о нем.

Данные сведения по своему содержанию составляют служебную тайну и законодательное закрепление механизмов распоряжения этими сведения поможет реализации указанного Федерального закона. Эти примеры свидетельствуют о том, что не только терминология, но и содержание института защиты служебной информации не имеют в законодательстве однозначного отражения.

По-разному решается в законодательстве вопрос о структуре конфиденциальной информации и соотношении различных видов тайн. В этой связи особую озабоченность вызывает включение категории "служебная тайна" в нормы статьи 139 ГК РФ, где соответствующие сведения по системным признакам практически слиты с коммерческой тайной, хотя, следуя здравой правовой логике, данные системы ограничения в доступе к информации по своей природе должны быть различны. На электронных рынках страны и с помощью рассылки не запрошенных сообщений электронной почты (так называемый "спам") бесконтрольно распространяются CD, содержащие базы данных (БД) с информацией о персоналиях и организациях. Например, БД "Таможня", ГИБДД, БТИ (Бюро технической инвентаризации), "Прописка", "Внешнеэкономическая деятельность", ЕГРП (Единая государственная регистрация предприятий), "Собственники квартир", "Доходы физических лиц", "Картотека МВД" (судимости и др.), ОВИР (зарегистрированные паспорта), "БД "Министерство юстиции", "Сирена" (перевозки частных лиц железнодорожным транспортом России), БД о безналичных расчетах предприятий с поставщиками и потребителями и другие. Очевидно, что подобная информация не может попасть на рынок без участия государственных служащих.

В настоящее время законодателями подготовлен проект закона «О служебной тайне», регулирующего защиту таких сведений.

К личным (персональным) данным относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы физического лица. В состав персональных данных подлежат включению также сведения, связанные с поступлением на работу (службу), ее прохождением и увольнением; данные о супруге, детях и иных членах семьи обладателя, данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации гражданского служащего, а также его супруги (ее супруга), детей и иных членов его семьи, данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или другие языки), образование общее (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее) и профессиональное (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное), жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства жилого помещения), источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности или иного занятия, пенсия, в том числе пенсия по инвалидности, стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной источник средств к существованию). Определяя персональные данные в качестве открытого перечня сведений, независимо от формы их представления законодатель тем самым сохраняет возможность их расширения по мере того, как будет меняться социальный статус их обладателя на конкретном этапе его жизненного пути.

Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, предполагающей отсутствие свободного доступа к ней и наличие эффективной системы ее защиты. Включение персональных данных в разряд конфиденциальных сведений направлено на предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации, предотвращение других форм незаконного вмешательства в личную жизнь гражданина.

Правовую основу построения системы защиты персональных данных составляют положения Конституции РФ. В статьях 22 и 23 содержатся нормы, провозглашающие основные права личности, касающиеся частной жизни. В них закреплено право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Запрещается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Формируя законодательную основу обработки персональных данных, законодатель принимает за основу и нормы международного права, содержащие основные принципы работы с персональными данными в процессе их обработки. Первоначально указанные принципы нашли свое закрепление в Международной конвенции "Об охране личности в отношении автоматизированной обработки персональных данных" ETS N 108 (28 января 1981 г.), которая стала объединяющим началом для соответствующего национального законодательства. Затем система защиты персональных данных развивалась в Директиве Европейского Союза и Парламента 95/46/ЕС от 24 октября 1995 г. о защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и свободном движении таких данных и Директиве 97/66/ЕС от 15 декабря 1997 г. по обработке персональных данных и защите конфиденциальности в телекоммуникационном секторе. Названные документы содержат перечень основных мер для охраны персональных данных, накопленных в автоматизированных базах данных, от случайного или несанкционированного разрушения или случайной утраты, а равно от несанкционированного доступа, изменения или распространения.

Основным федеральным законом, защищающим конфиденциальность личных данных, является закон «О персональных данных», принятый 27 июля 2006 г.

В Законе определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, Закон предусматривает случаи, когда такое согласие не требуется.

Отдельно регулируются отношения по обработке специальных категорий персональных данных (сведения о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни). Обработка указанных категорий сведений не допускается без предварительного согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, когда персональные данные являются общедоступными, обработка данных необходима для обеспечения жизни и здоровья лица; обработка производится в связи с осуществлением правосудия, а также иных обстоятельств.

Важнейшей гарантией прав субъекта персональных данных является обязанность операторов и третьих лиц, получивших доступ к персональным данным, обеспечивать их конфиденциальность (кроме случаев их обезличивания и общедоступных персональных данных), а также право субъекта персональных данных на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке. Контроль и надзор за обработкой персональных данных возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи, который наделяется соответствующими правами и обязанностями. В частности, уполномоченный орган вправе осуществлять проверку информационной системы обработки персональных данных, предъявлять требования по блокированию, удалению недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных, устанавливать постоянный или временный запрет на обработку персональных данных, проводить расследования в порядке административного производства о нарушениях закона. Устанавливаются принципы трансграничной передачи данных, при которой должна обеспечиваться адекватная защита прав субъектов персональных данных.

В систему законодательства в области персональных данных помимо названных актов законодателем включены и иные законы:

Трудовой кодекс РФ, в главе 14 которого закреплены основополагающие требования по защите персональных данных работника. Прием работника по деловым качествам предполагает применение определенных приемов сбора сведений о работнике, с тем, чтобы они достаточно полно выявили заранее установленный круг критериев, необходимых для занятия той или иной должности, т. е. работодатель фактически осуществляет сбор персональных данных работника;

Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, регламентирующий процедуру обработки персональных данных лиц, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо осуществляющих деятельность в области таможенного дела, в целях проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей;

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дает общее определение персональных данных, закладывает основные принципы правового регулирования деятельности, связанной с персональными данными. Здесь же вводится ответственность за нарушение их конфиденциальности, а также обязательность лицензирования для негосударственных организаций и частных лиц деятельности, связанной с обработкой и предоставлением персональных данных;

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" регламентирует процедуру защиты конфиденциальных сведений в процессе регистрации актов гражданского состояния.

Кроме того, вопросы правового регулирования работы с персональными данными затронуты в Федеральных законах от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Налоговом кодексе РФ, Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, Законах РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федеральных законах от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и ряде иных. В Гражданском кодексе РФ статья 152 защищает честь, достоинство и деловую репутацию гражданина. В Уголовном кодексе РФ в ст. 137 устанавливается уголовная ответственность "за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну".

Совокупность данных, хранящихся в виде бумажных документов или сведений на цифровых носителях, доступных для передачи заранее определённому узкому кругу лиц. Использование конфиденциальной информации регулируется законодательством РФ, несанкционированная передача таких сведений расценивается как правонарушение.

Разновидности конфиденциальной информации

В зависимости от сферы применения, конфиденциальная информация представляет собой коммерческую, государственную или служебную тайну. Доступ к таким сведениям предоставляется в зависимости от служебного положения, использование ограничивается договорами о неразглашении конфиденциальных данных.

  • Персональные данные гражданина. Обстоятельства частной жизни, сведения о родственниках, доходах и месте проживания, с помощью которых можно идентифицировать личность. Защита персональных данных регулируется федеральными законами.
  • Следственные и судебные данные. Официальные документы и заверенные показания участников судебных процессов, информация о гражданах, находящихся под защитой государства. Такие сведения доступны государственным служащим в рамках должностных полномочий.
  • Финансовая информация о компании. Список банковских операций, контрагентов, внутренняя бухгалтерская отчётность, особенности ценовой политики, текущий объём прибыли компании. Такие сведения доступны инвесторам, акционерам, руководителям отделов согласно корпоративной политике в сфере распространения информации.
  • Служебная информация. Особенности ведения переговоров и заключения сделок, детали взаимодействия с контрагентами, организационная структура предприятия. Такие сведения доступны рядовым сотрудникам и защищены от посторонних договором о неразглашении конфиденциальных данных.
  • Сведения об особенностях производства. Рецептура и технологии производства, чертежи и схемы оборудования, планы развития компании и загрузки текущих мощностей. Такая информация доступна сотрудникам предприятия согласно их полномочиям.
  • Научно-технические данные. Результаты исследований, разработок, научных изысканий, опытов на веществах и материалах, новые технологии, образцы продукции, программное обеспечение. Такие сведения предоставляются научным сотрудникам, руководителям отдела в коммерческих организациях.

Конфиденциальная информация зафиксирована на физических носителях (жёстких дисках, листах бумаги) и обладает реквизитами для идентификации (номером, датой составления). Контролирующие органы получают доступ к информации после предъявления ордера или разрешения на проведение налоговой проверки.

Защита конфиденциальной информации

Несанкционированный доступ к конфиденциальным сведениям приводит к потере конкурентных преимуществ, конфликтам с клиентами, негативно отражается на деловой репутации компании. Информацию с ограниченным доступом охраняют четырьмя методами.

  • Законодательные методы — подписание соглашений о неразглашении сведений, обращение в государственные структуры при нарушении норм права злоумышленниками. Со стороны государства применяется ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ФЗ № 98 «О коммерческой тайне».
  • Организационные методы — ограничение доступа к отдельным данным путём настройки внутренних программ в компании. EPR системы в организациях (например, SAP) регулируют права доступа для каждого сотрудника в зависимости от его должности.
  • Технические методы — установка камер слежения в местах хранения закрытой информации (лабораториях с чертежами и образцами), создание пропускного режима и системы идентификации на предприятиях. Такие методы применяются на производственных, исследовательских предприятиях.
  • Методы работы с кадрами — проведение инструктажей и разъяснений о важности сохранения конфиденциальных сведений, введение санкций за нарушение обязательств сотрудниками. Такие методы применяются в большинстве крупных компаний для разъяснения сотрудникам их обязанностей и сопровождаются подписанием договора о неразглашении сведений.

В уже далекие советские времена всевозможные «первые», «режимно-секретные отделы» были предметом жгучей ненависти работников предприятий и учреждений - от закрытых НИИ до статистических управлений. Невыполнение на первый взгляд никому не нужных требований и правил было чревато как минимум выговором и лишением премии, а как максимум - уголовным делом с последующей долгой «путевкой» в «солнечный Магадан».

Засекречено при СССР было все, что только можно. В том числе, и достаточно большое количество данных, которые, как казалось, не несли никакой прямой угрозы государственной безопасности. Поэтому многие «свободомыслящие» считали «гебистов», присваивающих грифы секретности и выдумывающих правила работы с документами, параноиками и дармоедами…

В 50-е годы западными спецслужбами реализовывалась программа «Легальный путешественник». В ходе официальных поездок по СССР их агенты занимались «невинными вещами» - просто собирали пробы воды, почвы. Целью «рыцарей плаща и кинжала» было выявление мест возможного проведения советских ядерных исследований. В ходе противодействия западным коллегам даже происходили курьезы. Один из агентов должен был посетить абсолютно бесперспективные незаселенные территории на Северном Урале. Сотрудникам советской контрразведки пришла в голову мысль направить шпионов по ложному следу, и пробы, полученные агентом во время отдыха на природе, были искусственно облучены. При этом не были проведены консультации с учеными. Когда агент привез своим кураторам пробы, они были просто шокированы - побывав в месте, где можно было их взять, человек уже не должен был вернуться обратно…
Противодействие попыткам иностранных спецслужб фотографировать всевозможные объекты, брать возле них пробы было важнейшей составляющей деятельности советской контрразведки. Сотрудники иностранных разведок вовсю охотились и за другой «полуоткрытой информацией» - данными о выпусках в военных и технических ВУЗах, новых транспортных магистралях, любыми статистическими показателями.
Сопоставляя эти, вроде бы невинные данные, аналитики ЦРУ и Пентагона делали выводы о местах размещения секретных объектов, обеспеченности ВПК и армии кадрами, общих затратах на «оборонку», мобилизационных планах и потенциальных перемещениях войск. По мнению экспертов, до 80 - 90% работы разведчиков - это работа с «открытыми» или «полуоткрытыми по безалаберности» источниками, правильный анализ коих способен дать информацию, разглашение которой стране пребывания крайне невыгодно…

На таких простых примерах автор показал, что самая невинная на первый взгляд производственная или управленческая информация может быть использована против вас.
Защита любых подобных данных - одна из основных задач службы собственной безопасности, в том числе и в коммерческой структуре.

И если в государственных учреждениях, а так же на государственных и негосударственных предприятиях, имеющих допуск к работе с гостайной, официально функционируют санкционированные государством режимно-секретные органы, то защита интересов «частников», обладающей конфиденциальной коммерческой информацией - это их личная проблема.

Мы не будем сейчас вникать в суть функционирования института коммерческой тайны, а попытаемся определиться с режимом и системой защиты конфиденциальной информации вообще.

1. При ССБ, канцелярии или секретариате любого более или менее серьезного предприятия должен быть создан «режимный» орган. В зависимости от масштабов в нем может работать и один человек, и десять и даже пятьдесят. Суть его - контроль за информацией, признанной руководством конфиденциальной, такой, какая при разглашении может интересам предприятия навредить.

2. Вырабатывается система признания информации конфиденциальной. Чтобы не изобретать велосипед, лучше, чтобы критерии конфиденциальности утверждались директором по предложению службы собственной безопасности, а «гриф» «накладывался», как директором, так и руководителями подразделений, ответственных за исполнение работ и документов.

3. По предприятию директором должен быть издан официальный приказ, запрещающий разглашать какую-либо служебную, рабочую информацию посторонним лицам. Желательно, чтобы под этим приказом все сотрудники поставили подписи об ознакомлении.

4. В идеале дополнительно при устройстве на работу, каждый сотрудник должен дать подписку о том, что он обязуется не разглашать информацию, полученную в ходе профессиональной деятельности, и знает, что она является конфиденциальной и принадлежит предприятию. Такая «подписка» является мощным фактором психологического сдерживания сотрудников от лишней болтливости. Особенность менталитета - подписался - значит, несу ответственность.

5. Грифы внутреннего ограничения доступа ни в коем случае, дабы потом не возникали неприятные казусы, не должны дублировать официальные государственные, но могут быть им созвучны (еще один психологический трюк) - «для рабочего пользования», «строго конфиденциально», «служебная информация», «для внутреннего пользования», «коммерческая тайна» - на сколько хватит фантазии у сотрудников ССБ.

6. Вся документация, которая содержит информацию, способную при разглашении нанести весомый ущерб предприятию, должна регистрироваться в «режимном» органе и быть строго запрещена к свободному копированию. Запрещено, соответственно, должно быть и ее электронное копирование.

7. Кстати, исходя из вышеуказанного пункта, если ваше предприятие занимается серьезными работами (применяет промышленные ноу-хау, работает со всевозможными базами данных и пр.) и на нем задействовано значительное количество людей (которых невозможно непосредственно контролировать), то вам лучше запретить использование на своей территории личных мобильных телефонов (современная мобилка - универсальная фото, видеокамера, диктофон, флешка), выдавая вместо этого «простенькие» корпоративные, а также занос-вынос любых запоминающих устройств типа флешек, накопителей, МП-3 плееров, и фото-, видео аппаратуры. Программистам можно поручить вообще технически закрыть возможность подключения «несанкционированных» внешних устройств.

8. Ограничьте доступ сотрудников в Интернет. В первую очередь к личным почтовым серверам, социальным сетям. В рабочее время сотрудник должен пользоваться исключительно корпоративными «мейлом», «асей». У этих мер два огромных преимущества. Во-первых, все изложенные выше меры бесполезны, когда конфиденциальную информацию можно просто сбросить через свой ящик на «меил.ру» или профиль на «мамбе». Во-вторых, вы ограничите доступ сотрудников к отвлекающим от работы факторам, прекратите тем самым пустопорожний треп. Разрешите использовать корпоративные средства связи в крайнем случае для личных нужд. Но предупредите, что они, как собственность корпорации, могут контролироваться ССБ. Никто не будет против, если сотрудник отправит жене сообщение с просьбой купит хлеба и раньше забрать ребенка из школы. А вот обсуждение, кто будет «доктором», а кто «медсестрой» - придется отложить на другое время. По крайней мере, если не хотите, чтобы их читали и комментировали сотрудники ССБ.

9. Создайте простую инструкцию с подробным описанием процедур присвоения грифов, регистрации документов, копирования информации. Заставьте работника перед началом работы сдать по ней зачет.

10. Установите, да простят нас защитники прав человека, открытый видеоконтроль за рабочими местами. Если человек на работе занимается своими прямыми обязанностями - скрывать ему нечего. Просмотр порнороликов или, тем более, несанкционированное копирование клиентских баз в эти обязанности не входит.

Либеральный читатель может возмутиться такой постановке вопроса. Но! Рекомендации не содержат ничего противоправного. Здание, территория предприятия - его собственность. И руководство корпорации в праве устанавливать на его территории любые правила, кроме прямо запрещенных Уголовным кодексом (а-ля сексуальная эксплуатация или телесные наказания). Эти правила являются неотъемлемой составляющей функциональных обязанностей (желательно, чтобы они в них были отдельно закреплены), а, соответственно, и самой работы. Не нравится - выход через проходную. Если же какой-то сотрудник начинает бурно протестовать против запрета на использование личной флешки на работе - то это тревожный звоночек для ССБ. Одно из двух - либо ему есть что скрывать, либо он не совсем психически здоров. А любая из этих категорий на производстве - лишняя.

Помните, исполнение таких простых правил может и заставит потратить на них 1 - 2% рабочего времени, зато сэкономит добрые 50% времени, которые обычно тратятся на решение личных вопросов, треп и социальные сети. И главное, с большой долей вероятности предотвратит утечку информации, способную похоронить ваш бизнес.


Поучительная история.

Автор сам как-то стал свидетелем того, как достаточно серьезная фирма разрешала одному из своих менеджеров таскать везде за собой подаренный ему же за успехи в работе ноутбук. В один прекрасный день менеджер скопировал себе на ноутбук базы поставщиков, клиентов, уволился и открыл свою собственную фирму. При этом поставил ставку прибыли в два раза ниже (конечно, ему не нужно было тратиться на поиск клиентов и поставщиков, содержание сборочного производства, сервисной службы - по сути, он был «шабашником», предоставляющим «информационные услуги»). Остановить его удалось только через несколько месяцев, и то благодаря тому, что, уходя, он уворовал кое-что из техники корпорации. Доказывать разглашение коммерческой тайны в суде тяжело. А вот за кражу он свое получил…

А установи служба собственной безопасности на предприятии режим, исключающий пользование «левой» техникой и несанкционированное копирование информации, всех этих неприятностей удалось бы избежать. О том, как конфликт отразился на репутации одного из крупнейших предприятий в своем регионе - думаю, можно и не говорить…
Ради интереса автор тогда помониторил Интернет, навел справки у коллег и узнал, что подобные и даже полностью аналогичные случаи происходят на постсоветском пространстве повсеместно.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 10

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Автор обращается к проблеме обеспечения информационной безопасности организации. Основное внимание уделено коммерческой и служебной тайнам, а также особенностям работы с персоналом, владеющим конфиденциальной информацией.

Обеспечение информационной безопасности организации является одним из приоритетных направлений деятельности администрации компании в настоящее время. Очевидно, что надежность защиты информации напрямую зависит от ее ценности. Для защиты информации компании требуется комплекс мер, образующих систему. В теории под системой защиты информации понимают рациональную совокупность направлений, методов, средств и мероприятий, снижающих уязвимость информации и препятствующих несанкционированному доступу к информации, ее разглашению или утечке . Элементами такой системы являются меры правового, организационного, технического и др. характера.

Правовой элемент является обязательным для любого типа организации и для любой даже самой простой системы защиты информации. При его отсутствии организация не сможет должным образом защитить конфиденциальную информацию, а также привлечь к ответственности лиц, виновных в ее разглашении и утрате.

Правовой элемент, то есть меры юридического характера, направлен в основном на надлежащее оформление документов, а также на грамотную работу с персоналом организации, поскольку в основе системы защиты информации лежит человеческий фактор. Вообще, в решении проблемы информационной безопасности организации значительное место занимает выбор эффективных методов работы с персоналом, а вопросы управления персоналом включаются в число главных при обеспечении безопасности информации.

В трудовых отношениях работодатель и работник обмениваются большим объемом информации различного характера, в том числе и конфиденциальной. Например, работодатель получает доступ к персональным данным работника, а работнику становится известной закрытая информация работодателя. В настоящей статье речь пойдет именно о конфиденциальной информации работодателя.

Персонал организации

как объект и субъект угроз безопасности

В современных компаниях практически любой сотрудник становится носителем ценных сведений, которые представляют интерес для конкурентов, а иногда и криминальных структур. Разглашение конфиденциальной информации может нанести существенный экономический ущерб организации. Очевидно, что тайный сбор сведений, информации, хищение документов, материалов, образцов, составляющих коммерческую, промышленную, служебную тайну, организуется с целью завоевать рынок, сэкономить на приобретении ноу-хау и пр. К сожалению, нередкой является ситуация, когда сотрудник какой-либо организации, желая увеличить зарплату, предлагает свою кандидатуру фирме-конкуренту и одновременно обещает принести с собой базы данных старой компании. По неофициальным данным, от "промышленного шпионажа" в той или иной форме страдают около 80% организаций.

Итак, в деле защиты конфиденциальной информации организации от различного вида угроз значительное место занимает персонал предприятия, который может стать как объектом, так и субъектом таких угроз. Необходимо внедрять такую систему управления персоналом, которая бы помогала в деле обеспечения информационной безопасности, играла профилактическую роль по отношению к указанным угрозам.

Формы реализации угроз информационной безопасности предприятия разнообразны по своему характеру и содержанию, что объективно затрудняет процесс противодействия им. При этом мотивация сотрудников при разглашении конфиденциальной информации может быть различна. Реализация мер кадровой службы по защите информации компании предполагает планирование, организацию, мотивацию и контроль персонала в целях создания системы обеспечения информационной безопасности. Западные специалисты по обеспечению экономической безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала.

Типичные ошибки предприятий

Мельникова Е. И. приводит данные исследования на тему "Методы и средства защиты коммерческой тайны на предприятии", которое было проведено в Ульяновске . В нем приняли участие 40 предприятий города из числа крупного, среднего и малого бизнеса, и был сделан вывод о том, что эффективная система управления персоналом в целях обеспечения информационной безопасности предприятия отсутствует везде.

Согласно указанному исследованию на 65% всех предприятий не контролируется внос и вынос сотрудниками с территории предприятия бумажных документов, дисков, электронных накопителей и других носителей информации, а также видео - и фотосъемочной аппаратуры. В 33,5% всех случаев на предприятиях помещения, где расположены компьютеры, не защищены от несанкционированного доступа. На 55% предприятий у сотрудников при увольнении не берется расписка о неразглашении конфиденциальной информации. На 55% всех предприятий на предприятии не назначено лицо, ответственное за учет работников, имеющих доступ к сведениям, содержащим информацию, составляющую коммерческую тайну, которое обеспечивает хранение документации, выдачу ее работникам под роспись и контроль над своевременным возвратом указанной документации на хранение. На 47,5% всех предприятий отсутствуют специально организованные места приема посетителей. На 3/4 предприятий были зафиксированы случаи разглашения информации, составляющей коммерческую тайну, при движении персонала (приеме, перемещении, увольнении).

Виды конфиденциальной информации

Конфиденциальная информация, несомненно, относится к информации ограниченного доступа. Кстати, правовой режим последней в нормативных правовых актах недостаточно определен . Какую же информацию можно отнести к конфиденциальной в предпринимательской деятельности? Как именовать такую информацию? Как документально оформить обязанность работника хранить секретную информацию работодателя?

Для определения конфиденциальной информации используются различные термины, каждый из которых не является точным и корректным: "коммерческая тайна", "служебная тайна", "инсайдерская информация", "профессиональная тайна" и пр. Несколько слов следует сказать о каждом из приведенных понятий.

Ее субъектами могут являться исключительно государственные или муниципальные служащие;

К ней может относиться лишь та конфиденциальная информация, которая становится известной лицам в силу исполнения профессиональных обязанностей, связанных с государственной или муниципальной службой;

У нее особый качественный состав .

Следует заметить, что в действующем законодательстве отсутствуют четкие ориентиры для определения сущности служебной тайны и приходится руководствоваться научными подходами.

Данный термин не подходит для использования его при определении конфиденциальной информации коммерческой компании, а также государственной организации, где государственная служба не предусмотрена.

Термин "инсайдерская информация" в дословном переводе означает внутреннюю информацию компании.

Словарь трудового права. Инсайдер (inside англ. - внутри) - лицо, в силу служебного положения располагающее конфиденциальной информацией о делах фирмы.

Пункт 1 ст. 1 Директивы 2003/6/ЕС определяет инсайдерскую информацию как информацию, публично не раскрытую, обладающую известной ценностью, относящуюся к одному или нескольким эмитентам финансовых инструментов либо к одному или нескольким таким инструментам, которая в случае раскрытия непременно окажет значительное влияние на котировки финансовых инструментов или соответствующих деривативов .

В отличие от стран с развитым рынком ценных бумаг, Россия до сих пор не ввела термин "инсайдерская информация" на законодательном уровне. Законопроект "Об инсайдерской информации" был отклонен. Термин не вошел в нормативную лексику. Вместо понятия "инсайдерская информации" в Федеральном законе от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (ред. от 11.07.2011) закреплено понятие "служебная информация". Ею признается: 1) любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах; 2) информация, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.

В. И. Добровольский отмечает, что в мировой практике понятию "служебная информация" соответствует понятие "инсайдерская информация", так как это понятие является наиболее универсальным, включающим в себя служебную, коммерческую, конфиденциальную и т. п. информацию .

В России термин "служебная информация" также подразумевает конфиденциальную информацию, однако применяется в сфере фондового рынка. Термин "инсайдерская информация" вообще употребляется неофициально.

Относить ли информацию к конфиденциальной?

Легальное определение имеет понятие "коммерческая тайна". Это, во-первых, режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; а во-вторых, это сама информация, то есть сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обладатель информации имеет право отнести ее к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну, приведенный в ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (ред. от 11.07.2011, далее - Закон о коммерческой тайне). Этот перечень не является закрытым, поскольку в отношении иных подлежащих раскрытию сведений Закон о коммерческой тайне ссылается на другие нормативные акты.

Таким образом, если работник пожаловался кому-то, что ему задерживают зарплату, или рассказал кому-либо об имеющихся в организации вакансиях, то такие действия не будут разглашением коммерческой тайны.

Для того чтобы защитить информацию, нередко при заключении трудового договора от сотрудника требуется соблюдение такого условия, как неразглашение коммерческой тайны организации. Помимо условий о коммерческой тайне в трудовом договоре не исключена и возможность подписания отдельного документа о защите информации, составляющей коммерческую тайну, что по своей сути является логическим завершением юридического оформления защиты информации на уровне хозяйствующего субъекта. Г. М. Колебошин справедливо указывает на то, что в литературе высказывается предложение именно о целесообразности заключения с работником дополнительного соглашения о неразглашении, которое может быть включено условием в трудовой договор или существовать в виде отдельного документа . Так, в организации может существовать локальный нормативный акт, посвященный коммерческой тайне, - положение о коммерческой тайне (далее - Положение). Принимая на работу сотрудника, который будет иметь доступ к закрытой информации, работодатель должен под расписку ознакомить его с действующими в организации локальными нормативными актами, имеющими непосредственное отношение к трудовой функции данного работника (ст. 68 ТК РФ; ст. 11 Закона о коммерческой тайне), в том числе с Положением. Оно может содержать перечень конфиденциальных сведений, который устанавливает руководитель исходя из специфики работы компании. То есть работник должен быть ознакомлен с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну работодателя, а также с установленным режимом коммерческой тайны и мерами ответственности за его нарушение.

Если в организации не принято локальных нормативных актов, регламентирующих работу с конфиденциальной информацией, сотрудники с ними не ознакомлены, не обеспечена сохранность таких сведений, говорить о разглашении коммерческой тайны не приходится, а значит, законных претензий к работнику, разгласившему такие сведения, предъявлено быть не может, за исключением случая, когда сбор таких сведений осуществлен путем похищения документов, подкупа или угроз.

Также администрация обязана создать работнику необходимые условия для соблюдения им режима коммерческой тайны (например, предоставить сейф для хранения секретных материалов).

Итак, работник должен четко знать, что относится к коммерческой тайне организации, как она охраняется, и иметь возможность ее соблюдать.

Ответственность за разглашение

В ст. 14 Закона о коммерческой тайне указано, что лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с Законом о коммерческой тайне быть привлечено к ответственности. Если сотруднику, не ознакомленному с перечнем секретных документов, случайно в руки попал документ, из формы и текста которого ему непонятно, что эта информация относится к коммерческой тайне, ответственности за ее разглашение он также не понесет.

Не следует забывать, что к тайной информации не должно быть свободного доступа. Например, если сотрудник фирмы передал кому-либо сведения о деятельности фирмы, которые можно узнать и на сайте компании, проступком это не является.

Разглашение коммерческой тайны влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При разглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, работник может быть уволен по односторонней инициативе работодателя, в соответствии со ст. 81 ТК РФ.

Споры, возникшие в связи с разглашением коммерческой тайны, рассматриваются, как правило, в рамках гражданско-правовых и трудовых отношений и крайне редко доходят до уголовного преследования. Решение по гражданско-правовым и трудовым спорам зависит от того, как работодатель организовал защиту конфиденциальной информации - коммерческой тайны. Судебная практика по этому вопросу весьма скудна.

Действия работодателя по защите информации

Решение по гражданско-правовым и трудовым спорам зависит от того, как работодатель организовал защиту конфиденциальной информации - коммерческой тайны. Работодателю необходимо:

Разработать перечень информации, относящейся к коммерческой тайне;

Ограничить и регламентировать доступ к носителям информации;

Определить круг лиц, имеющих право доступа к информации;

Нанести на документы, составляющие коммерческую тайну, надпись "Конфиденциальная информация" (при этом необходимо указывать обладателя информации, его местонахождение и наименование);

Ознакомить работников с локальными актами о коммерческой тайне;

Внести в трудовые договоры, особенно с вновь принимаемыми лицами, пункт об обязательстве работника не разглашать определенную информацию работодателя.

При формулировании соглашения (договорного обязательства) об обязанности не разглашать сведения либо Положения о коммерческой тайне можно учесть опыт американских компаний, где в соглашение включаются следующие пункты :

Детальное изложение принципов определения конкретных сведений, составляющих тайну фирмы;

Краткое изложение порядка охраны конфиденциальных сведений;

Изложение мер, которые должен принимать сам работник для обеспечения сохранности данных сведений;

Перечень наказаний, которые могут последовать за разглашение конфиденциальных сведений.

Очевидно, что подобное письменное обязательство о неразглашении секретов компании не дает полных гарантий сохранения этих сведений, однако, как показывает практика, заметно снижает риск разглашения персоналом такой информации.

В документы иногда вносят пункт об обязанности сотрудника сообщать в службу безопасности компании или непосредственному руководителю о попытке постороннего лица получить любую информацию об организации, в том числе конфиденциальную, а также о случаях утери носителей информации.

Можно сделать ряд рекомендаций по поводу увольнения сотрудника, владеющего конфиденциальной информацией. При написании сотрудником заявления об увольнении необходимо последовательно выполнить следующие действия: принять все числящиеся за сотрудником документы, базы данных, носители информации и пр., принять пропуск данного сотрудника (идентификатор), ключи и печати, провести собеседование с увольняющимся сотрудником.

На собеседовании стоит напомнить лицу о том, что им были подписаны документы, обязывающие его хранить секреты компании. Некоторые авторы рекомендуют составить еще одно соглашение уже с увольняющимся лицом о неразглашении конфиденциальных данных после ухода из организации. Если опять обратиться к опыту США, то там с особенно ценными увольняющимися сотрудниками нередко заключается соглашение об оказании консультационных услуг в течение ряда лет. При этом все это время такому лицу выплачивается жалованье. Такая материальная и моральная связь с бывшим местом работы, как считается, не дает человеку поводов разглашать конфиденциальную информацию. В нашей стране такая практика в силу известных причин вряд ли может получить широкое распространение и будет применима лишь к топ-менеджерам крупных компаний.

Таким образом, действующие нормативные правовые акты не предусматривают эффективную защиту для конфиденциальной информации организации. Для того чтобы защитить внутреннюю информацию, работодателю необходимо самому позаботиться о секретах компании, правильно оформив как саму конфиденциальную информацию, так и отношения с работником, такой информацией обладающим. При выполнении указанных в настоящей статье действий организация может рассчитывать на вынесение решения в ее пользу при возможном судебном разбирательстве.

Библиографический список

1. Корнеев И. К., Степанов Е. А. Защита информации в офисе. М.: ТК Велби, Проспект, 2010.

2. Мельникова Е. И. Формы утечки информации, составляющей коммерческую тайну, и управление персоналом предприятия в целях обеспечения информационной безопасности // Юридический мир. 2009. N 12. С. 40 - 43.

3. Шевердяев С. Н. Конституционно-правовой режим информации ограниченного доступа // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 1.

4. Яковец Е. Н., Смирнова И. Н. Нормативное регулирование оборота сведений, составляющих служебную тайну // Информационное право. 2009. N 4.

5. Директива 2003/6/ЕС "Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании, злоупотреблениях на рынке". Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council of 28 January 2003 on insider dealing and market manipulation (market abuse). OJL 096, 12.04.2003. P. 0016 - 0025.

6. Добровольский В. И. Инсайдерская информация в мировой практике, служебная информация и коммерческая тайна в России // Предпринимательское право. 2008. N 4.

7. Колебошин Г. М. Обязанности работника в отношении коммерческой тайны работодателя // Трудовое право. 2007. N 5.

8. Ищейнов В. Я. Технология определения сведений, относимых к коммерческой тайне, и факторы риска // Делопроизводство. 2010. N 2. С. 50.

И. Погодина

зав. кафедрой

гражданского права и процесса

Владимирского государственного

университета имени А. Г. и Н. Г.Столетовых

Подписано в печать